Reading mode

Актуальность космологии

До XX века не было возможности создать достоверную (с точки зрения современности) теорию о Вселенной, поскольку не хватало технологий для тщательного, многоуровневого наблюдения. В то время уже изобрели телескоп, но его точности хватало только на описание цвета, формы, траекторий движения ближайших к нам астрономических тел: планет, комет, Луны, Солнца и т.д. Заметить качественные изменения таким образом невозможно. Однако, ученные использовали все существующие средства, так и появилось первое рациональное виденье мира. Его фундаментом стала классическая физика, основанная Йоганном Кеплером, Галилео Галилеем и Ісааком Ньютоном в первой половине XVII ст. Вселенная изображалась совокупностью массивных материальных тел и явлениями над ними, что подчиняются закону Всемирного тяготения. Огромный ряд явлений был необъясненным. Следующим этапом развития мировоззрения стала классическая электродинамика, основанная Джеймсом Максвеллом, Гансом Эрстедом, Жан-Батистом Био, Феликсом Саваром, Майклом Фарадеем, Симеон-Дени Пуассоном и Андре-Мари Ампером на протяжении XIX ст. Объяснение взаимодействия заряженных тел модернизировало тогдашнее мировоззрение: к силе тяготения прибавились еще магнитные и электростатические силы. Их теория предвидела наличие электромагнитных волн, которые распространяются со скоростью света в вакууме. Задумка Альберта Майкельсона и Эдварда Морли проверить это привел к возникновению новой теории или пересмотру старой. Эксперимент Майкельсона-Морли опроверг существование эфира, сквозь который движутся тела. Хендрик Лоренс решил детальнее проанализировать результат их эксперимента, а именно одинаковую скорость света в разных системах исчисления. Таким образом он определил превращения физических параметров, что объясняли эксперимент – переобразования Лоренса. Они стали основой Специальной теории относительности Эйнштейна. Тут и произошел переход от классической физики Ньютона к релятивистской физике Эйнштейна, что усилило точность описания астрономических явлений. Параллельно развивался раздел физики – термодинамика. В основном ее развивали Сади Карно, Джоуль, Гиббс и Больцман с первой половины ХIХ ст. до начала XX ст. Умение разбираться в превращении энергии, что дает термодинамика, окажется полезным в теориях о Вселенной. После всего упомянутого наступает время создания двух решающих теорий мироздания: квантовая теория и общая теория относительности. Следует отдать должное электротехническим наукам, поскольку без них любые теории о строении и развитии Вселенной были бы неполными и неточными.

Сейчас оптические телескопы способны рассмотреть песчинку, что движется по орбите вокруг Солнца, они распознают все диапазоны электромагнитных волн. Детекторы могут фиксировать все виды облучения, ядерные осколки, включая нейтрино и гамма-лучи.

В 2016 году было зафиксировано гравитационные волны на детекторах LIGO в США. Современные технологии позволяют распознать нетривиальные астрономические явления и тела, которые непременно нужно изучать – это черные дыры, нейтронные сверхмассивные звезды, далекие галактики, кластеры и суперкластеры галактик. Сегодня благоприятные условия для исследования Вселенной. Актуальность разработки теорий, что описывают Вселенную, объясняется невозможностью дальнейшего эволюционирования физики проведением экспериментов в земных условиях. Также на пути исследований всегда присутствуют неожиданные открытия.

Вселенная с точки зрения Ньютоновской физики

Теорема Ньютона

NewtonsTheorem

Если существует точка, вокруг которой распределение массы изотропно во всех направлениях, то есть материю можно представить в виде заполненной сферы с центром в т.О, то гравитационная сила, которая бы воздействовала на материальную точку (А) снаружи этой сферы, будет такой же, как если бы вся материя сосредоточилась в т.О.
Newtons Theorem Illustration
Следствие: если точка А будет находиться в этой сфере на расстоянии R2 от О, то гравитационная сила, которая будет воздействовать на точку А, будет такой же, как и если бы её создавала масса в сфере с радиусом R2, сосредоточенная в т.О.

Закон расширения Вселенной (Закон Хаббла)

Euclid space

Рассмотрим пространство Вселенной, которое задаётся Эвклидовой геометрией:

  1. Он равномерно заполнен галактиками (белые точки на синем фоне).
  2. Возьмём галактику А как начало системы отсчёта и проведем ось иксов (А лежит на координатах О).
  3. Зададим еще одну галактику Б на расстоянии Х1 от А.

Тогда расстояние между ними: L=x*a(t).

α – это космологический масштабный фактор (Scale factor), который зависит от времени и характеризует расширение Вселенной.

Из этого найдем скорость разбегания галактик, как производную расстояния: v=L`=x*a`(t), где х не меняется со временем, то есть константа.
В 1929 году Эдвин Хаббл экспериментально обнаружил зависимость между красным смещением далёких галактик и их скоростью разбегания.

Производная масштабного фактора по времени scale factor derivative
Постоянная Хаббла Hubble constant
Скорость разбегания галактик на расстоянии х velocity

Зависимость характеристик света от расширения пространства

Одной из наиболее распространенных частиц в мире является фотон. На данный момент исследования показывают, что на один протон припадает десять фотонов. То есть количественно электромагнитные волны превосходят частички вещества. Основными характеристиками световой волны являются энергия (E), частота (v), длина волны (λ) и скорость света (c).

E=v*h,  где h — постоянная Планка; v=c/λ;

Изобразим световую волну в пространстве: wave

По закону Хаббла, длина волны со временем будет меняться таким образом: Lambda

wave-and-lambda
Тогда частота v ∝ 1/a. Поскольку энергия прямо пропорциональна частоте, то E ∝ 1/a. Это значит, что с течением времени энергия каждого кванта света будет уменьшаться.

Космологическая модель физикой Ньютона

Пускай масса галактики Б равняется m. Используем теорему Ньютона и отметим, что масса материи в радиусе X1 равняется M. Тогда можно считать, что М находится в точке с координатой О. Запишем закон сохранения энергии для замкнутой системы, которой представлена Вселенная:
law of conservation of energy
Первый член – это кинетическая энергия, второй – потенциальная.
Умножим обе части уравнения на 2:
two-times
Константа умноженная на два равняется определенной константе, поэтому const*2=const;
Разделим обе части уравнения на m (поскольку m является константой, то const/m=const):
divide-by-m
Подставим в уравнение расстояние и скорость из формулы, которая выводится из закона Хаббла:
substitution
Теперь представим M, как произведение ρ*V (плотность на объем); Плотность одинаковая во всех точках упрощённой модели Вселенной, а объем расписывается как:second-substitution
Тогда уравнение имеет вид:G-substitution
Плотность не зависит от позиции, но зависит от времени, поскольку пространство расширяется и расстояния между галактиками меняются. α зависит от времени и не зависит от позиции. (4п/3 * G) – константа. Физическая величина x , и соответственно x^2 , зависит от положения и принимает уникальные значения. Ему (x^2) пропорциональна левая сторона уравнения, соответственно правая тоже должна делиться на x^2, поэтому можно упростить: divide-by-x
Это уравнение не зависит от начальной галактики или от положения. Оно зависит от α, которое меняется со временем.
Теперь преобразуем уравнение:

  1. Перенесем второй член с левой части в правую
  2. Поделим все на a^2
  3. Константу, разделенную на a^2, запишем буквой k

result

Уравнение Фридмана-Робертсона-Уолкера

Плотность зависит от времени, поскольку пространство расширяется с его течением. Представим себе область, объем которой равен единице измерения в кубе. Размеры изменяются в зависимости от космологического масштабного фактора, поэтому объем будет равен (1 ед.меры длины*a)^3. Перепишем плотность как константную массу этой области, разделенную на объем: ρ= M/(1*a^3 ) (размерностью х^3 в записи можно пренебречь, но возьмем во внимание). Перепишем уравнение в соответствии с новой формулой :
new-equation

k может принимать любой знак, знак минус перед ней это историческая традиция.

Решение уравнения Фридмана-Робертсона-Уолкера

Matter-dominated era. Эра доминирования вещества.

equation
Уравнение правдиво только когда большая часть материи-энергии находится в состоянии вещества, а не в состоянии облучения: фотоны, нейтрино, любые частички, что двигаются с околосветовой скоростью. В обратном случае масса М элементарной области пространства имела бы возможность меняться. Например, фотоны всегда должны перемещаться, их масса покоя равна нулю. Также материальные объекты должны всегда находиться в границах своей области, чтобы М была константной. Поэтому период, который описывает уравнение, назвали «Эрой доминирования вещества». Совокупность решений уравнения зависит от значений неизвестных параметров. Наипростейшее равенство будет при k=0:
zero-k
α может зависеть от времени определенным образом: обратно пропорционально, прямо пропорционально, степенно и т.д. Предположим, что на самом деле зависимость такая:

α = c*tp, тогда a’=c*p*t(p-1)

Подставим в уравнение:
substitution-two
Теперь мы видим, что слева в знаменателе время в квадрате, справа – в степени 3р. Значит, уравнение имеет смысл только когда выполняется 2=3р, от куда р=2/3. Тогда масштабный фактор равен a=ct^(2/3) . Подставим р в уравнение:

substitution-three-ru
Такая нелинейная зависимость от времени говорит о том: что пространство расширяется с ускорением. Так же отменим, что в момент времени 0 масштабный фактор тоже равен 0. Это отвечает за то начальное состояние Вселенной, когда плотность материи была бесконечна.
Перепишем формулу постоянной Хаббла:

substition-four

Теперь допустим, что границы области, в которых находится масса М, имеют идеальную упругую поверхность. Тогда давление, которое создается веществом на них, равно 0, так как масса не перемещается в другие элементарные области.

 

Radiation-dominated era

Microwave Sky

Еще до Эры доминирования вещества существовали такие условия, что большая часть материи-энергии находилась в виде высокоэнергичного облучения, радиации. Об этом свидетельствуют орбитальные наблюдения WMAP – Микроволновой Анизотропии Зонд имени Вилкинсона. Зонд детектирует свет микроволнового диапазона, который соответствует фотонам низкой энергии. Данные объясняются тем, что из-за масштабного фактора энергия высокочастотного облучения, образованного в ранний период эволюции Вселенной, уменьшилась (см. Зависимость характеристик света от расширения пространства). В малом масштабе эти микроволны равномерно заполняют пространства. Их прозвали Реликтовым фоном. Именно этот период назван «Эрой доминирования радиации» (Radiation-dominated era). Ранее мы отметили, что можна рассмотреть элементарный «кубик» пространства объемом Х^3 и массой М. Теперь допустим, что кубики заполнены фотонами. Тогда с течением времени потоки света будут пронзать кубики, но среднее количество частичек в одном будет постоянно. Поскольку длина волны со временем увеличивается, то общая энергия фотонов в кубике не будет константой. Она будет равна какой-то константе, разделенной на масштабный фактор: E ∝ d/a. Найдем плотность энергии фотонов, поделив предыдущее выражение на объем элементарной области (Х*a(t))^3, где Х мы принимаем за единицу : E/V ∝ d/(a^4) . Это значит, что плотность фотонной материи пропорциональна не 1/(a^3), а 1/(a^4). Перестроим уравнение Фридмана под новые параметры: Чтобы равенство имело смысл, необходимо 2=4*р. Тогда р=1/2:

c-param
scale-factor
new-hubble-constant

 

Теперь рассмотрим случай, когда свет распространяется в направлении оси Х в своем кубике, который мы наделяем идеальными границами. Тогда сила, что действует на границы равна: F=dP/dt, умножим числитель и знаменатель на скорость света∶F=(dP*c)/(dt*c)=E/L Разделим две части на площадь контакта света с границей: F/S=E/(L*S) => P=E/V де E/V назовем плотностью энергии и обозначим ρE. На самом деле свет движется не только по оси Х, но и по осям Y и Z. Поэтому общее давление на кубик будет: P2= ρE/3

Dark energy-dominated era

Представим себе одномерной мир, в котором действуют Закон всемирного тяготения и Закон Габбла. Он равномерно заполнен веществом в виде совокупностей галактик, кластеров, звезд и т.д. Изобразим его следующим образом:

galaxies

galaxies-scoped

Жёлтым цветом обозначено материю, которую включает Вселенная. А, Б – галактики. По закону Хаббла расстояние L между галактиками А и Б будет увеличиваться, соответственно плотность вещества будет уменьшаться. Рассмотрим пустое пространство между ними – оно расширяется. Тогда там постоянно появляются определенные абстрактные объекты, из которых состоит непосредственно пространство. Их плотность в любой точке одинаковая и постоянная, то есть не меняется со временем. Такой эффект назвали энергией вакуума или темной энергией. Эта энергия является константной характеристикой Вселенной. Вернемся к предыдущим периодам развития Вселенной.

α (масштабный фактор) P (давление)
ct^(2/3) 0
ct^(1/3) P=ρE/3

Попытаемся установить зависимость Р от переменной w: P=w*ρE

Зависимость от α P (давление) w (некоторая переменная)
ρ ∝ 1/(a^3) 0 0
ρ ∝ 1/a^4 ρE/3 1/3

Найдем w для плотности энергии, что не меняется со временем. Перепишем уравнение, когда энергия элементарной области будет уменьшаться при увеличении объема: dE=-PdV. Если E=ρV (ρ-плотность энергии), то переменная энергии будет равна ρdV+Vdρ= > ρdV+Vdρ=-PdV = > Vdρ=-(P+ρ)dV. Поскольку P=w*ρE, то Vdρ=-(w+1)ρdV. Преобразуем уравнение: dρ/ρ=-(w+1)dV/V. Отменим, что dIn(f)=df/f – логарифмическая производная. Тогда: dIn(ρ)=-(w+1)*dIn(V)= >In(ρ)=-(w+1)*In(V)+C=> => In(ρ)=In(1/V^(w+1) ) +C=> ρ ∝ 1/V^(w+1), V=X^3 * a^3 = 1*a^3 => ρ ∝ 1/a^(3(w+1)) Если ρ константа, то w=-1 (a0 =1). Тогда P=-ρE. Это значит, что плотность энергии – отрицательная величина, ведь именно из-за расширения Вселенной давление принимает положительное значение. Перепишем уравнение Фридмана, для постоянного значения плотности: overwrite

 

8п*ρ*G = Λ, где Λ — космологическая постоянная; H= √(Λ/3)

a`=a√(Λ/3). Найдем интеграл a`. Единственная функция, что при дифференцировании переходит сама в себя, это экспонента. Тогда a ∝ exp⁡(Ht). Период существования Вселенной с экспотенциальной зависимостью назвали «Эрой доминирования темной материи»(Dark energy-dominated era).

Выводы

Каждое с трех уравнений имеет смысл в любой период эволюции Вселенной. Практическое влияние у них будет разным. Мы определили, что на характер расширения пространства влияют три вещи: относительно статическая материя в виде вещества, материя в виде облучения и темная материя. Сначала плотность энергии облучения была наивысшей, по этому нужно было учитывать, что a ∝ t^(1/2). Потом по закону Хаббла длина волн облучения уменьшилась, соответственно энергия и плотность энергии облучения тоже. Тогда плотность энергии материи была превалирующей и a ∝ t^(2/3). Когда же материя разбежится так далеко, чтоб её плотность можно было сравнить с плотностью энергии вакуума, темная материя начнет нести наибольшее влияние на масштабный фактор и a ∝ exp⁡(Ht).

Источники

Поделиться этой записью

Оставить комментарий

Derivation of Friedmann Theory by means of Classical physics

/ April 4, 2020/ Physics/ 0 comments

The relevance of cosmology

On account of technology deficiency specialists were unable to inspect far space in detail before XX century. By the end of the XIX century telescope had been already invented. Due to its small accuracy the appliance could recognize form, color and trajectory of the nearest astronomical bodies: planets, coments, Moon, Sun and so on. To see things distintcly off the solar system was impossible. Nevertheless, scientists didn’t watch the world go by (figuratively). Bit by bit they had created a theory that became the first ground of rational worldview. It was called Classical physics. It was founded by Johannes Kepler, Galileo Galilei and Isaac Newton in the first half of XVII century. Universe was shown as a set of massive material bodies and actions on them in accordance with Law of universal gravitation. But still scientists were beset by the questions because a large range of things was unexplained. The next step of worldview development was Classical electrodynamics founded by James Maxwell, Hans Christian Oersted, Jean-Baptiste Biot, Felix Savart, Michael Faraday, Simeon Denis Poisson and Andre-Marie Ampere during the XIX century. Laws of charge interference modified once viewpoint: electrostatic and magnetic forces added to the gravitational. Their theory landed a hand to predict existence of electromagnetic waves that spread with a speed of light (that is electromagnetic wave). Besetting temptation of Albert Michelson and Edward Morley to check the last thing leaded to the emergence of a brand new hipotesa. By means of Michelson-Morley experiment the ideas about all-encompassing ether were broken. Hendrik Lorentz decided to look through the result of experiment outcome: the speed of light was the same at every frame of reference. Thus he derived the transformation of the physical parameters in order to clarify the outcome, – Lorentz transformation. It was a fundament of Einstein’s special theory of relativity. That turned to be a moment of a revolutional step from classical physics to Einstein’s relativistic mechanics. The accuracy of cosmological specification and predictions become better. At the same period of time the other part of physics had been developing, thermodynamics. Sadi Carnot, James Joule, Willard Gibbs and Ludwig Boltzmann were resposible for it during ХIХ-XX centuries. Rich knowledge about energy transformation appeard to be useful for theories about Universe. Afterall, the time of two crucial theories began: Quantum mechanics and General theory of relativity. We should pay tribute to the electrical science. It gives us an opportunity to look into the most appealing scene from Earth – the space.

Nowadays telescopes can recognize a particle of sand moving round the Sun. They work with all diapasons of waves. Detectors are able to trace all kinds of radiation, nuclear fragments and neutrino.

In 2016 LIGO detectors cought gravitational waves. Modern technologies let us strike up an acquaintance with unordinary astronomical events and bodies: dark holes, neutron stars, giant stars, far galaxies, clusters and superclusters of galaxies. Today is the best time to discover cosmos. It is a clue for further development of physics by two reasons: it is no longer necessary to make experiments on Earth and there are always new discoveries on the way of research.

Universe in Newton’s physics

Newton’s theoreme

Let there be a sphere with a center in point O. If the sphere is filled with mass isotropically in all directions, gravitational force, that would influence point A outside of the sphere, is equal to the force that would enfluence point A as if all mass is concentrated in point O.NewtonsTheorem


Newtons Theorem Illustration
Consequence: if point A is located inside the sphere on the distance of R2 from O, then gravitational force that would influence point A is equal to the force that would influence A as if all mass is concentrated in point O.

The law of The Universe expansion (Hubble’s law)

Euclid space

Let’s make an observation of The Euclidean space:

  1. It is isotropically filled with galaxies (white dots)
  2. Let`s set galaxy A as a beginning of the reference system and write down X-axis
  3. Mark galaxy B at X1 point

Then the distance between A and B is L=x*a(t).

α – the cosmological scale factor that depends on time. It is a parameter of world expansion.

By means of formula for L the speeds of galaxies is found as the derivative of L: v=L`=x*a`(t), where x does not change with time ( i.e, constant).
Edwin Hubble proven the relation between Redshift of far galaxies and their speeds in 1929.

The derivative of scale factor with timescale factor derivative
Hubble ConstantHubble constant
Speed of galaxies in x distancevelocity

The relation between Light parameters and space expansion

Photon is one of the most abundant particle in the Universe. Current researches show that there are ten photons per one proton. Meaning that the corpuscles of light outnumber corpuscles of matter. The main properties of an electromagnetic wave are Energy (E), frequency (v), wavelength (λ) and the speed of light (c).

E=v*h,  где h – постоянная Планка; v=c/λ;

Let’s write the wave of light in space: wave By the Hubble’s law the wavelength changes with time like that:Lambda wave-and-lambda
Then frequency v ∝ 1/a. So far as the energy is straight proportional to frequency, E ∝ 1/a. That is why the energy of each quantum of light decreases with time.

Cosmological model by Newton’s physics

Let the mass of galaxy B equals m. Let’s use the Newton’s theorem and mark that the mass of matter in radius X1 equals M. Thus we can think that point O has all the mass M. Write down the law of conservation of energy for closed system (i.e., Universe). law of conservation of energy
The first member is kinetic energy, the second is potentional.
Multiply both sides of the equation by 2:
two-times
Two times constant is some other constant, therefore const*2=const;
Divide both sides of the equation by m (as m is a constant, const/m=const):
divide-by-m
Let’s substitute L and v taken from Hubble’s law to the equation:
substitution
Then rewrite M as ρ*V (density * volume); density is the same everywhere in our world model, volume is found like:second-substitution
Eventually, the equation transforms to: G-substitution
Density and α depend on time and do not depend on position. (4п/3 * G) – constant. x and, consenquently, x^2 are unic and they depend on position. The left side of the equation is proportional to x^2, so the right side should be proportional to x^2 too. Thus we can simplify the equation: divide-by-x
Now there is no relation of A,B positions and chosen O (reference frame). The only thing it depends on is α that changes with time.
Let’s transform the equation:

  1. Transfer the second member from the left side to the right
  2. Divide both sides by a^2
  3. Constant divided by a^2 should be overwritten with k

result

Friedmann–Robertson–Walker equation

Density is in relation with time because space expands with as it flows. Imagine the region with volume that equals the unit of distance measurement in third power. Sizes change in relation with cosmological scale factor, therefore volume equals (1 length unit * a)^3. Rewrite density as a constant mass of a region divided by the volume: ρ= M/(1*a^3 ) (units of measurement are neglected). Finally, the equation looks like:
new-equation

k may be both positive and negative value, minus (before k) is just a historical tradition.

Solution of Friedmann–Robertson–Walker equation

Matter-dominated era.

equation
Equation works if the abundant part of matter-energy is in a state of matter (not radiation: photons, neutrino, any particles that move almost with a speed of light). Otherwise mass of a nominal region M would be able to change. For instance, photons always move with a speed of light because their rest masses are zero. Also all material objects should be preserved in nominal regions in order to keep M constant. That is why the previous equation works during Matter-dominated era. The set of solutions depends on values of unknoun parameters. The simplest option is k=0:
zero-k
α may depend on time differently: in inverse ratio, in direct ratio, exponentially and so on. Let’s suppose that dependency:

α = c*tp, тогда a’=c*p*t(p-1)

Let’s make the substitution:
substitution-two
We can see that the power of time is two on the left side and 3p on the right side. Therefore 2=3р, р=2/3. Then a=ct^(2/3). Substitute p to the equation:substitution-three-ru
That nonlinear dependence means that space expands with acceleration. Mark that scale factor equals zero at zero point of time when density of matter was infinite.
Let’s rewrite Hubble’s constant formula: substitution-eng

Let’s suppose that border surfaces of a unit (with mass M) are perfectly elastic. Then the pressure, that exerts by mass M on surfaces, equals zero, because mass does not move through units.

Radiation-dominated era

Microwave Sky

The abundant part of matter-energy was in a state of high energy radiation before Matter-dominated era. It was clear by the evidence of orbital observations of WMAP – Wilkinson Microwave Anisotropy Probe. The spacecraft was detecting microwave light from all directions. This data was explained by the fact that the energy of high frequency radiation (born during eairly period of Universe evolution or after The Big Bang) was decreasing because of the influence of scale factor. On a small scale these microwaves isotropically filled the space. They were called Cosmic microwave background aka relic radiation. This period was named Radiation-dominated era. We has noticed the region with volume Х^3 and mass M. Now, let’s imagine that units (regions) are filled with radiation. Then the streams of light will be moving througn unit but the average amount of photons in unit is constant. As long as the wavelength is increasing with time, the average energy of photons is not a constant, it is some constant divided by scale factor: E ∝ d/a. Let’s find density of photon energy dividing the frevious equation by the volume of a unit (Х*a(t))^3, where X is supposed to be equal 1: E/V ∝ d/(a^4). This means that the density of photon matter is proportional to 1/(a^4), not 1/(a^3). Let’s change Fridman’s equation to match new conditions: 2=4*р. Then р=1/2:

c-param
scale-factor
new-hubble-constant

Check the case when light move by X-axis in its unit, that has perfectly elastic borders. The force, that acts upon borders, equals: F=dP/dt, multiply the numerator and denominator by the speed of light: F=(dP*c)/(dt*c)=E/L. Divide both sides by the contact area of ​​light with border: F/S=E/(L*S) => P=E/V, where E/V let’s call a density of enegry and denoteρE. Actually light is moving through all axes (X, Y, Z). Therefore general pressure on unit is: P2= ρE/3.

Dark energy-dominated era

Imagine a one-dimensional world with Newton’s law of universal gravitation and Hubble’s law. It isotropically filled with matter in the form of galaxies, clusters, stars and so on. Let us depict it as follows: galaxies galaxies-scoped All Matter in Universe is colored yellow. A, B – galaxies. Length L between A and B are increasing by Hubble’s law. Accordingly, the density of the substance will decrease. Let’s look at empty space between A and B – it is expanding.

Meaning that there are abstract objects, the space made of, appearing continuously. Their density is the same in any point of the Universe and it does not change with time. This effect is called vacuum energy or dark energy.
α (scale factor)P (pressure)
ct^(2/3)0
ct^(1/3)P=ρE/3

Try to find out the dependence of P on a variable w: P=w*ρE

dependence on αP (pressure)w (some variable )
ρ ∝ 1/(a^3)00
ρ ∝ 1/a^4ρE/31/3

Firstly, let’s define w for energy density that does not change with time. Rewrite equation where the enegry of a unit is decreasing while volume is increasing: dE=-PdV. If E=ρV (ρ-energy density), then ρdV+Vdρ= > ρdV+Vdρ=-PdV = > Vdρ=-(P+ρ)dV. So far as P=w*ρE, Vdρ=-(w+1)ρdV. Transform the equation: dρ/ρ=-(w+1)dV/V. dIn(f)=df/f – logarithmic derivative. Then: dIn(ρ)=-(w+1)*dIn(V)= >In(ρ)=-(w+1)*In(V)+C=> => In(ρ)=In(1/V^(w+1) ) +C=> ρ ∝ 1/V^(w+1), V=X^3 * a^3 = 1*a^3 => ρ ∝ 1/a^(3(w+1)). If ρ is constant, w=-1 (a0 =1); P=-ρE. What means that energy density is negative value because pressure is positive on account of world expanding. Rewrite Fridman’s equation: overwrite

8п*ρ*G = Λ, где Λ – cosmological constant; H= √(Λ/3)

a`=a√(Λ/3). Let’s find intergral of a’. The only function does not change after differentiation is exponent: a ∝ exp⁡(Ht). Period of Universe evolution with exponential dependence of scale factor from time is called Dark energy-dominated era.

Conclusions

Every one of third equations makes sence in any period of universe evolution. But practical influence will be different for each period. We has found out that there are tree things that affect on world expansion: relatively static matter, radiation and dark matter. In the beginning density of radiation energy had the highest value among others. That is why a ∝ t^(1/2) had the most efficient influence. Over time wavelengths of radiation were decreasing by Hubble’s law (energy and density of energy too). Then matter energy density became the highest. After matter pieces being moved from each other its density was comparable with vacuum energy density and the most important dependence was a ∝ exp(Ht).

References

Share this Post

Leave a Comment